Блог Школы коммуникаций

краудсорсинг

Роман Ремус, координатор Школы коммуникаций
30 июня, 2016
Продолжение конспекта вебинара от Романа Бояркова по стейкхолдер-анализу. Сегодня поговорим про краудсорсинг — одну из практик взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Роман Боярков

К.п.н, доцент департамента прикладной политологии НИУ «Высшая школа экономики Санкт-Петербург», бизнес-тренер, коуч-консультант, генеральный директор GR-агентства «Время партнерства». Советник государственной гражданской службы 3 класса; опыт работы в Администрации Санкт-Петербурга – 4 года.

В Школе коммуникаций преподает на курсе «GR: взаимодействие с органами власти».
Краудсорсинг
Краудсорсинг (англ. crowdsourcing: «crowd» — толпа, «sourcing» — являться источником) — работа неограниченного сообщества людей над задачей, раньше являвшейся уделом профессионалов, которая осуществляется на основе открытого публичного приглашения.

Автор термин — Джефф Хауи, выпустивший в 2006 году статью «The Rise of Crowdsourcing» в журнале Wired, в которой Джефф описал способы вовлечения широких масс людей для достижения целей организаций. Джефф Хауи также написал книгу о краудсорсинге, которая в 2012 году вышла на русском языке под названием «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» в издательсве Альпина Паблишер.
Краудсорсинг — инструмент работы сразу с несколькими заинтересованными стейкхолдерами.
Участниками краудсорсинговых проектов могут быть: широкое сообщество, эксперты, клиенты, партнеры, сотрудники. Мотивации участвующих могут быть самые разные: возможность самореализации, поиск единомышленников, вознаграждение. Краудсорсинг интересен тем, что это инструмент работы сразу с несколькими заинтересованными сторонами, то есть с несколькими стейкхолдерами. Вовлечение в краудсорсинговый проект помещает стейкхолдера в самый заинтересованный сектор.

Участники краудсорсинга попадают в самый важный сектор матрицы распределения стейкхолдеров
Классический пример краудсорсинга
В компании Palmolive искали способ снизить затраты и увеличить прибыль от производства зубной пасты; ни обсуждения, ни эксперты не приносили ощутимого результата. Тогда компания объявила публичный конкурс, и один человек нашел решение. Он предложил увеличить диаметр отверстия в тюбике зубной пасты. Гениально простое решение — чем быстрее будет заканчиваться паста, чем больше будут покупать — оказалось действенным. Идея была успешно внедрена, а автор получил премию.
В России краудсорсинг активно использует крупнейший банк страны. В Сбербанке применяется три типа краудсорсинга:
1
Каждый сотрудник банка может послать идею в «Биржу идей»; таким образом банк использует энергию и интеллект сотрудников для улучшения эффективности работы и сокращения издержек. Отмечается, что вся управленческая структура Сбербанка построена по принципу краудсорсинга.
2
Поиск талантливых сотрудников, «краудстаффинг»; проводится оценка работы и потенциала всех сотрудников, что влияет на их карьерный рост.
3
Совместный проект с фондом «Подари жизнь» для помощи детям с лейкемией; Сбербанк выпустил карту «Подари жизнь», часть средств с которой перечисляется в фонд.
Эти примеры — работающие технологии, которые дают серьезные результаты; важно, что показатели, полученные с помощью краудсорсинга, измеримы (в банке их отражают сэкономленные средства).
Краудсорсинг стал невероятно популярен не только в бизнес-структурах, но и в органах госуправления. Мэрия Лондона использовала краудсорсинг во время беспорядков: жителей попросили фотографировать зачинщиков погромов. С помощью огромного количества собранных материалов полиции удалось найти виновников. Активно использовать краудсорсинг в последние годы начало Правительство Москвы.
Краудсорсинг обладает рядом значимых преимуществ. Во-первых, он позволяет решать сложные задачи с помощью опыта и знаний огромного множества людей, выявлять и масштабировать лучшие практики. Во-вторых, краудсорсинг позволяет адаптироваться к изменениям на рынке и быть более гибким. В-третьих, краудсорсинг стимулирует более активную деятельность сообществ и их включение в процесс (бизнес, государственные).
4 типа краудсорсинговых стратегий
Краудфинансирование (crowdfunding) — привлечение сообщества для сбора денежных средств на реализацию какого-либо проекта, обычно благотворительного или творческого.

Краудсоздание (crowdcreation)
— привлечение сообщества для создания новых товаров, дизайна, логотипов, разработки рекламных кампаний, съемок фильмов.

Краудголосование (crowdvoting) — сбор мнений сообщества.

«Мудрость толпы» (crowd wisdom) — использование коллективного разума для решения задач, составления прогнозов.
Благодаря краудсорсингу достигается высокая легитимность принимаемых решений. Губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова вместе со администрацией запустила краудсорсинговый проект, который проводился перед началом создания окружной программы развития здравоохранения. Целью был учет мнений 2 целевых аудиторий: врачей и отраслевого профессионального сообщества и жителей региона. В результате было собрано больше тысячи предложений, после экспертной оценки некоторые из них были включены в программу.
Благодаря краудсорсингу достигается высокая легитимность принимаемых решений.
У краудсорсинга есть и недостатки. Любой краудсорсинговый проект будет сопровождаться огромным количеством «социального шума», то есть сомнительных идей/мнений. Кроме того, в основном предлагаемые идеи будут очень просты и однотипны. Также у коллективной работы всегда отмечается низкий КПД. Однако с недостатками краудсорсинга можно работать: с социальным шумом поможет бороться многоуровневая проблематизация и структуризация проектов с помощью фильтров и рейтингов, а также использование комплексных методов оценки и отбора идей.
Результат
Результатом краудсорсингового проекта становятся концепты — конкретные качественно новые результаты, которых не существовало прежде. Кроме того, краудсорсинг с привлечением, например, сотрудников компании позволяет стимулировать их навыки и, соответственно, повышать компетенции. Общий положительный результат — это привлечение разных сообществ и повышение активности и вовлеченности разных групп заинтересованных сторон.
Сохранить статью себе в ленту
В продолжение разговора...
На осеннем курсе по GR слушатели смогут отработать с Романом Боярковым конкретные модели создания краудсорсинговых проектов.
БЛОГ ШКОЛЫ КОММУНИКАЦИЙ
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи.
© 2016 Образовательный проект
Facebook | Подписаться
Made on
Tilda