Блог Школы коммуникаций

реклама и закон

Роман Ремус, координатор Школы коммуникаций
13 апреля, 2016
В Школе коммуникаций прошел первый из цикла полезных весенних
вебинаров — «Реклама и закон: как не подвести себя и клиента». Проводил его Андрей Дорский, эксперт по правовому регулированию связей с общественностью и рекламы. Он прочитал лекцию по вопросам подписчиков и ответил на вопросы слушателей. Мы собрали в конспекте самое важное и полезное из того, что узнали от Андрея Дорского о современном регулировании рекламы в России.

Андрей Дорский

Д.ф.н., автор 100 научных и учебно-методических публикаций, изданных в России и за рубежом. Среди них — первое отечественное пособие «Правовое регулирование связей с общественостью» (СПб., 2003). Повышал квалификацию во Франции, Германии и Швеции. Участвовал в судебных и административных процессах по делам о рекламе, защите чести, достоинства и деловой репутации. Входит в Ассоциацию преподавателей связей с общественностью и Петербургский GR-Клуб.
Реклама и закон: как не подвести себя и клиента?
Светлана:
Медицинской организации необходимо дать рекламу консультаций врачей и ультразвуковой диагностики. Каковы обязательные составляющие рекламного объявления для медуслуг?
Андрей Дорский:
Закон «О рекламе» достаточно подробно регулирует медицинскую сферу. Запомните главные правила: такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним, содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболевания в результате приема рекламируемого препарата — все пункты изложены в статье 24 Закона. Одно из самых частых нарушений — гарантирование положительного действия того, что рекламируется; очень важно избегать этого нарушения. Также реклама медицинских услуг должна сообщать о возможных противопоказаниях, и содержать указание на то, что необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться с врачом. И даже, как в вашем случае, когда рекламируется, собственно, консультация врача, все равно необходимо говорить, что нужна консультация врача, как бы абсурдно это ни звучало. К счастью, в отличие от табака и алкоголя, здесь закон менее строг, нет жестких формулировок, главное — предупредить. Обычно в рекламе медицинских услуг я советую писать фразу «О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с нашим специалистом», чтобы не отправлять своего потенциального клиента к другому врачу.
В рекламе медуслуг я советую писать «О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с нашим специалистом», чтобы не отправлять потенциального клиента к другому врачу.
Денис:
О чем важно помнить при запуске новой рекламной кампании / продукта?
Андрей Дорский:
Для любой рекламной кампании важны эти пункты: что за товар вы собираетесь рекламировать, нужно ли получать на него лицензии и сертификаты, вообще — можно ли его рекламировать? Особенно это касается того, что строго регулируется законом, — алкогольной и табачной продукции, медицинских товаров и услуг. Также традиционно много споров вызывает авторское право на используемые в рекламе изображения, образы, композиции и т. д., поэтому нужно удостовериться, что документы, подтверждающие правомерность использования, у вас есть. Всё это справедливо и для традиционной, и для интернет-рекламы.
Дарья:
Нужно ли письменно оформлять соглашение с компаниями-клиентами для того, чтобы использовать их логотипы на сайте в блоке «Наши клиенты»?
Андрей Дорский:
Категорически нельзя использовать логотипы клиентов/партнеров, когда у вас рекламируется та же группа товаров или услуг, что и у упомянутой компании. Юридически вы имеете право говорить о своих клиентах в разделе «Наши клиенты», но я бы вам не советовал: помимо закона есть отношения с этими клиентами, а еще с будущими клиентами; это может быть деликатной темой. Часто в договорах между компаниями есть соглашения о конфиденциальности и т. д., стоит помнить об этом и проверять договоры на предмет таких пунктов. В законе нет четкого запрета, но стоит перестраховываться и договариваться о таком размещении с конкретными клиентами.
Перед тем как размещать логотип клиента на своём сайте, заручитесь письменным согласием клиента и проверьте ваши соглашения о конфиденциальности.
Георгий:
Часто вижу, что рекламодатели берут фотографии со стоков, но не покупают их, а просто дают ссылку на автора. Защищает ли это от ответственности? Как вообще безопасно использовать чужие изображения в сети?
Андрей Дорский:
Нет, это ни от чего не защищает. Без согласия автора можно использовать его произведение в ограниченном количестве случаев, все они указаны в Гражданском кодексе, рекламы среди этих случаев нет. С фотостоками — та же история, потому что автор фотографии — это коммерческий субъект, который может предъявить вам претензии. Когда вы скачиваете с фотостока что-то, вы берете все риски на себя. Как вообще безопасно использовать чужие фотографии в рекламе? Никак; чужое брать нельзя, это касается и вещей, и произведений.
Ольга:
Правильно ли, что на каждый макет, выполненный сторонним дизайнером, нужно оформлять договор для дальнейшего беспрепятственного использования? А если макетов десятки в месяц, то нужно оформлять договор на каждый макет ?
Андрей Дорский :
Да. Договор составляется на каждое произведение. Если у вас договоренность «из кармана в карман» — можно ничего не заключать, но ваш дизайнер может однажды на вас за что-нибудь обидеться и предъявить очень много претензий. Без договора вы не защищены. Даже если дизайнер на фрилансе — фриланс все равно предполагает наличие договора.
Даже если дизайнер на фрилансе — необходимо заключать договор на каждый макет.
Ольга:
А иск за фото может быть предъявлен к конкретному сотруднику или к фирме, на которую он работает?
Андрей Дорский:
Ко всем, кого поймали за руку. И к распространителю, и к изготовителю. Дальше весь вопрос, как у вас выстроены договоры между компаниями. Например, внутри фирмы существует служебное задание сотруднику Ивану сделать фотографии. Но Иван не пошел снимать, он скачал фото из интернета без подписания договора. Фотограф-автор это увидел, но предъявит претензии не к Ивану, которого не знает, а к фирме. Тогда вы достаете служебное задание и ответственность будет нести Иван. Ведите аккуратно внутреннюю документацию.
Виктор:
Во сколько примерно встанет дизайнеру, фотографу и т.д. судебный иск и издержки (помимо незнания закона, это главная причина того, что суды не завалены такими исками)? И, по вашему опыту, какова вероятность выигрыша такого дела у значительно превосходящего в финансах ответчика?
Андрей Дорский:
Начну с ответа на второй вопрос. Степень вероятности не зависит от финансовой обеспеченности. Важно найти убедительные для суда аргументы, что вы правы. А победа может принести значительную сумму, которая компенсирует все понесенные издержки. Как сказал один клиент, судившийся с весьма состоятельной компанией: «Даже не знаю, что мне делать с такими деньгами». Что касается размера издержек, то можете ориентироваться на 35000 рублей, но на самом деле существует очень много факторов, определяющих как размер издержек, так и размер возможного выигрыша.
Сохранить статью себе в ленту
В продолжение разговора...
Андрей Дорский читает расширенный блок о законодательном регулировании рекламной деятельности на курсе «Рекламные инструменты», который стартует 6 июня. Запись открыта, присоединяйтесь и привозите на курс свои кейсы.
БЛОГ ШКОЛЫ КОММУНИКАЦИЙ
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи.
© 2016 Образовательный проект
Facebook | Подписаться
Made on
Tilda